Свд диагноз у ребенка

Синдром вегетативной дисфункции у детей и подростков: причины, симптомы, лечение

Свд диагноз у ребенка

Последнее обновление статьи: 02.04.2018 г.

Вегетативная дистония у детей стала очень распространённым диагнозом у детских неврологов и кардиологов. Она объединяет ряд симптомов и привносит дискомфорт в жизнь молодых людей.

В 25 % состояние диагностируется в детском возрасте. Нарастающий темп жизни требует увеличение работоспособности в учёбе. Появления новых видов гаджетов нагружают нервную, опорно-двигательную, зрительную системы.

ВСД — это «поломка» в работе сосудистой системы организма, что, в свою очередь, влечёт за собой недостаток притока кислорода к тканям.

Новый термин ВСД – вегетососудистая (нейроциркуляторная) дистония был введен с 2005 года.

Наша статья позволит раскрыть все симптомы данного заболевания, понять причину и, самое главное, лечение этого недуга.

Причины ВСД:

  • стрессовые ситуации, переутомления. Как правило, в школе ребёнок испытывает большие эмоциональные и умственные нагрузки. В наше время школьные уроки занимают практически всё свободное время школьника;
  • гормональные «бури». Это касается подростков с 11 — 12 лет. Начинается пубертатный период, когда ребёнок начинает «расцветать» и появляются эмоциональные перепады. Длятся они лет до 16;
  • родовые травмы, послеродовые осложнения. Особенно травма шейных позвонков ведёт за собой нарушения кровообращения в головном мозге;
  • нарушения регуляции центров головного мозга. Это означает, что все органы нашего организма регулируются работой нервной системы и малейшие нарушения в ней отражаются на работе внутренних органов и систем;
  • интенсивные физические нагрузки.

Может быть, некорректно рассматривать ВСД как болезнь, ведь это всего лишь скопление симптомов нарушения работы органов.

Основные жалобы:

  • головные боли;
  • головокружения;
  • шум в голове;
  • снижение способности к концентрации внимания;
  • боли в сердце;
  • предобморочные состояния;
  • повышения артериального давления;
  • понижения артериального давления;
  • чувство нехватки воздуха;
  • быстрая утомляемость;
  • повышенная потливость;
  • чувство онемения рук, стоп;
  • учащённое сердцебиение;
  • боли в животе.

Как мы видим из вышеперечисленного, жалобы, которые касаются нарушения работы того или иного органа, при ВСД могут быть любыми.

Грамотно выставлять диагноз «вегетососудистая дистония» у ребёнка с 5-летнего возраста. Так как к этому времени нервная система почти достигает пика своего развития.

Течение вегетососудистой дистонии может быть:

  • пароксизмальным;
  • перманентным.

Пароксизмальные (приступные) дистонии имеют следующие признаки:

  • резкое побледнение или покраснение кожи лица;
  • повышение кровяного давления;
  • учащённое сердцебиение.

Приступ может длиться от нескольких минут до 2 — 3 часов.

Наташа, 15 лет: «Впервые я испытала подобное, когда мне было 13 лет. На уроке физкультуры мне стало плохо — закружилась голова, руки стали холодными. Подружка сказала, что я сильно побледнела, стала как мука. Медработник измерила давление — 130/100. Меня сразу же отправили домой. Дома я отлежалась, и всё встало на свои места».

Частые провокаторы таких приступов — переутомление, волнение, интенсивная физическая нагрузка.

Одной из разновидностей пароксизмальной ВСД является обморок. Это когда у ребёнка резко темнеет в глазах, появляется головокружение, и он теряет сознание. При этом судорог не бывает. Ребёнок приходит в себя либо самостоятельно, либо с помощью ватки с нашатырём.

При перманентном течении симптомы дают о себе знать практически постоянно. Но выраженность их значительно меньше.

Типы ВСД

 Виды ВСД:

  • гипотензивный;
  • гипертензивный;
  • кардиальный;
  • смешанный.

Гипотензивный тип, как видно из названия, характеризуется сниженным артериальным давлением, то есть ниже 100/60 миллиметров ртутного столба (мм. рт. ст.). Кожный покров у ребёнка имеет бледный оттенок, похолодание рук отмечается вне зависимости от условий погоды. Склонность к обморокам.

Гипертензивный тип сопровождают учащённое сердцебиение, повышение давления до 170/90 мм. рт. ст., красный цвет лица, склонность к лишней массе тела, частые головные боли.

Ещё один вариант ВСД – кардиальный. Основной симптом — боли в области сердца.

Дополнительные признаки:

  • учащённое сердцебиение в покое и по ночам;
  • изменения на ЭКГ в виде аритмии, внеочередных сокращений сердца (экстрасистол);
  • перебои в работе сердца. Проявляются чувством замирания в сердце.

Смешанный тип встречается в большинстве случаев, симптомы могут варьироваться и включать всё вышеперечисленные.

  1. ВСД в большинстве случаев провоцируется чем-то. Редко симптомы возникают сами по себе.
  2. Проходит самостоятельно, стоит ребёнку успокоиться или полежать.
  3. В общих лабораторных или инструментальных обследованиях нет существенных изменений.

Что означает адекватная нагрузка? Ежедневно ребёнок должен выполнять утреннюю гимнастику. Полезны плавание, лыжи, ходьба, бег легкой трусцой, танцы.

При повышении давление свыше 140/90 мм. рт. ст. не рекомендуется занятия в основной группе по физкультуре.

Ребёнок должен спать по 8 часов в сутки. Желательно ложиться и вставать в одно и то же время, следуя своим биоритмам. За час до сна не должно быть «зависания» в компьютерах, планшетах, телефонах. В течение дня ребёнок не должен перегружаться умственно и эмоционально. После школы обязателен часовой отдых.

Питание

Ребёнок должен питаться полноценно три раза в день плюс два перекуса.

Особенно полезна для укрепления нервной системы и сердечной мышцы пища, содержащая калий и магний:

  • печёный картофель;
  • бананы;
  • творожные продукты;
  • орехи;
  • мёд;
  • изюм, сухофрукты;
  • крупы;
  • петрушка.

Исключить из рациона все легкоусвояемые углеводы и фастфуд — мучные изделия, колбасы, майонез, хот доги и тому прочее.

Важно! Если у ребёнка отмечается повышение давления, то следует:

  • ограничить потребление соли до 5 граммов в день;
  • употреблять больше фруктов и овощей в первую половину дня;
  • исключить маринованные, солёные продукты;
  • исключить крепкий чай, кофе.

Лучше обратиться к специалисту. Желателен при дистонии массаж воротниковой зоны. Предпочтителен курс в 10 процедур. Хорошо снимает напряжения, так как ребёнок из-за учёбы вынужден длительно сидеть, массаж головы.

Фитотерапия

Седативным, или успокаивающим, действием обладают следующие травы и продукты:

  • пустырник, валериана;
  • пион;
  • мята;
  • берёзовый гриб.

В педиатрии при появлении вышеперечисленных жалоб у ребёнка и постановки диагноза ВСД следует хотя бы первые 4 месяца лечиться немедикаментозными средствами.

Ноотропы

Препараты, которые улучшают мозговую активность, повышают эффективность работы нейронов. Благодаря этому улучшается память, ребёнку становится легче запоминать тексты и усваивать школьные темы. Дети становятся более организованными, повышается любознательность.

Яркие представители этой группы:

  1. Пирацетам. Назначается при головокружении, головных болях. Способствует улучшению памяти. Разрешён детям с 1 года.
  2. Винпоцетин. Имеет сосудорасширяющее действие. Способствует обогащению мозга кислородом. Лучше назначать подросткам с 12 лет.
  3. Фенибут. Его очень любят назначать неврологи при заиканиях и тиках. Обладает ярким седативным эффектом.
  4. Пантогам. В его основе — витамин В15. Препарат обладает достаточным седативным эффектом, улучшает работу мозговых структур. Разрешён детям всех возрастов.
  5. Церебролизин. Улучшает запоминание, обучаемость. Используется при неврологических заболеваниях, обусловленных повреждением мозговых структур. Возможно применение с рождения.

Анастасия, 45 лет: «У моей дочки в 11 лет начались непонятные жалобы — головные боли, головокружения. На физкультуре не могла бегать, чуть ли не теряла сознание. Кардиолог назначила нам лечение — Пирацетам, а затем Винпоцетин. Через 2 недели после начала приёма всё нормализовалось, и память стала значительно лучше. Стала усваивать больший объём информации».

Их действие основано на успокоительном эффекте. Врач их назначает деткам, у которых появилась раздражительность, нервозность, школьникам в период подготовки к экзаменам. Для детей, конечно, в начале лечения лучше использовать успокоительные препараты растительного происхождения.

Препараты этой группы:

  • Глицин. По некоторым источникам, данный препарат также обладает ноотропным действием. В его основе лежит химическое соединение — кислота, благодаря которой происходит уравновешивание работы нервной системы, регулирование мозговой активности. Отсюда и улучшение памяти. Его лучше применять, положив под язык, желательно на ночь, так как глицин вызывает сонливость;
  • Магне В6. Как видно из названия, в его основе – магний и витамин В6. Обладает достаточно хорошим успокоительным эффектом. Также улучшает работу сердца, благоприятно влияет на сердечный ритм. Магне В6 можно найти в ампулах, поэтому его смело назначают деткам до года в этой лекарственной форме;
  • Персен. Препарат растительного происхождения, рекомендуется подросткам с 12-летнего возраста.

Адаптогены

Эту группу препаратов можно отнести к фитотерапии, так как они произведены на основе растительных компонентов.

Их действие:

  • нормализуют работу центральной нервной системы;
  • ускоряют обмен веществ;
  • улучшают протекание эндокринных процессов;
  • разные виды адаптогенов могут обладать как расслабляющим действием, так и тонизирующим.

Представители:

  • корень женьшеня;
  • элеутерококк;
  • лимонник;
  • радиола розовая;
  • эхинацея.

Любой лекарственный препарат для ребёнка следует применять только по инструкции. На приём фитопрепаратов возможно развитие аллергической реакции.

Данные препараты могут выпускаться в виде настоек и жидких экстрактов.

Настойки содержат в своём составе спирт, что не очень хорошо для ребёнка. Для детей лучше покупать в виде жидкого экстракта.

Также противопоказанием для адаптогенов служит детский возраст до 14 лет.

Адаптогены в спорте просто незаменимы. У спортсменов они повышают работу мышц, облегчают тренировочный процесс, ускоряют метаболизм. Ребёнок испытывает прилив сил и энергии.

Самыми полезными для нервной системы являются витамины группы В. Они улучшают работу мозга в общем и нейронов в частности, обладают успокаивающим эффектом. Помогают восстанавливаться нервной системе.

Самым распространённым комплексом витаминов является препарат Нейромультивит. Это средство рекомендуется только с подросткового возраста.

В целом, диагноз «вегетососудистая дистония» обозначает совокупность множества симптомов. И может отражать неправильный жизненный ритм ребёнка. Старайтесь правильно организовать день вашего чада, чтобы он мог полноценно отдыхать. Тогда он никогда не узнает, что такое лекарства.

Оценка статьи:

(2 5,00 из 5)
Загрузка…

Источник: https://kroha.info/health/disease/vegetososudistaya-distoniya-u-detej

Синдром вегетативной дистонии у детей и подростков

Свд диагноз у ребенка
?

|

laesus_de_liro

Монстры из детства и юности.

Пожалуй, большинство врачей-интернистов и неврологов согласятся с тем, что «трудные дети» (и подростки) – это не только те дети (и подростки), чьё поведение откланяется от принятых в обществе стандартов и норм, но и те дети (и подростки), которым выставлен диагноз синдром вегетативной дистонии или вегето-сосудистая дистония (соответственно: СВД и ВСД) – монстры из детства и юности.ВСД, как правило, дает о себе знать еще в детстве. Страдающие ею дети капризны, конфликтны, часто болеют, плохо переносят физическую и интеллектуальную нагрузку. Слабеньких, бледных, склонных к обморокам и эмоциональным перепадам «ребятишек» можно смело зачислять в «инвалиды вегетативной нервной системы». И это обоснованно многолетней медицинской практикой. Мало того, что врач (мотивируемый Гиппократом и обеспокоенным поведением родителей «страдающего чада») в поисках причин симптомов, имеющихся у ребенка, назначает огромное количество обследований, гоняя несовершеннолетнего пациента и его родителей из одного учреждения в другое, с одного этаж на другой. Так эта «диагностическая паника» продолжается «длительным процессом лечения», плавно переходящим из области «конкретного» в область «интуитивного», когда лист назначений (лекарственных средств и немедикаментозных методов лечения) выглядит как «документ по применению метода проб и ошибок». Порой врачу и пациенту «везет» – пациенту облегчение, а врачу ученье, но очень часто все вышеописанное продолжается. И тогда врач выносит вердикт: «с возрастом пройдет», а пациент ждет и терпит.
Синдром вегетативной дистонии. В практической медицине многие годы применяется диагноз «Синдром вегетативной дистонии» (СВД). Как такового нозологического диагноза «СВД» не существует. Его используют более 90% врачей в качестве синдромального диагноза, отражающего наличие вегетативных нарушений, которые, как правило, являются вторичными и сопровождают органические заболевания нервной системы, соматические болезни, физиологические гормональные перестройки и др.

Среди причин, определяющих клинические проявления СВД, выделяют:

    ■ наследственно-конституциональные факторы;■ органические поражения нервной системы; ■ соматические, в т.ч. эндокринные заболевания и возрастные перестройки (пубертат);■ острые или хронические стрессы, в т.ч. умственное и физическое переутомление (а также перенапряжение у спортсменов); ■ психические нарушения, среди которых у детей и подростков лидируют невротические (тревожные), проявляющиеся перманентно-пароксизмальными эмоционально-мотивационными и полисистемными соматовегетативными расстройствами.

Самая частая причина СВД – это тревожные расстройства, дебютирующие в раннем детстве (3 – 5 лет),и подростковом возрасте, в отличие от депрессивных эпизодов, дебют которых имеет место в более позднем подростковом или зрелом возрасте или даже в старости, и возникающие, как правило, вторично после появления тревоги. Хронические конфликты в семье, агрессивность отца и развод родителей, школьные дидактогении, конфликты со сверстниками, в т.ч. связанные с восприятием собственного заболевания и отношения к его ярким фенотипическим проявлениям (астеническое телосложение, деформация грудины, сутулость и др.) со стороны сверстников, социальная изоляция, загруженность ребенка уроками и конфликты с учителями – вот тот ряд факторов, которые лежат в генезе тревожных расстройств у детей и подростков.Тревога всегда приводит к подавлению (истощению), а не усилению адаптационных возможностей организма. Изменяется активность лимбико-ретикулярного комплекса и гипоталамо-гипофизарной оси, повышается активность симпатоадреналовой системы, что оказывает негативное влияние на течение основного соматического заболевания, ухудшает его прогноз и делает избыточными затраты ресурсов здравоохранения. Если Вас интересует эта проблема – Вы можете более подробно ознакомиться с ней в следующих статьях:

статья: Синдром вегетативной дистонии у современных детей и подростков
статья: Клинические проявления и лечение синдрома вегетативной дисфункции у детей и подростков
статья: К вопросу о вегетативных расстройствах у детей
статья: К вопросу о нейроциркуляторной дистонии у детей и подростков
статья: Вегетативная дистония – что скрывается за диагнозом?
статья: Структура вегетативных дисфункций в пубертатном возрасте
статья: Вегетативная дистония – от синдрома к болезни
статья: Психовегетативный синдром
статья: Соматоформная вегетативная дисфункция

© Laesus De Liro

Уважаемые авторы научных материалов, которые я использую в своих сообщениях! Если Вы усматривайте в этом нарушение «Закона РФ об авторском праве» или желаете видеть изложение Вашего материала в ином виде (или в ином контексте), то в этом случае напишите мне (на почтовый адрес: laesus@mail.ru) и я немедленно устраню все нарушения и неточности.

Но поскольку мой блог не имеет никакой коммерческой цели (и основы) [лично для меня], а несет сугубо образовательную цель (и, как правило, всегда имеет активную ссылку на автора и его научный труд), поэтому я был бы благодарен Вам за шанс сделать некоторые исключения для моих сообщений (вопреки имеющимся правовым нормам). С уважением, Laesus De Liro.

Источник: https://laesus-de-liro.livejournal.com/212193.html

Вегето-сосудистая дистония у детей

Свд диагноз у ребенка

Вегето-сосудистая дистония у детей – симптомокомплекс функциональных расстройств со стороны различных систем, обусловленных нарушением регуляции их деятельности вегетативной нервной системой.

Вегето-сосудистая дистония у детей может проявляться кардиальным, респираторным, невротическим синдромами, вегетативно-сосудистыми кризами, синдромом нарушения терморегуляции.

Диагностика вегето-сосудистой дистонии у детей включает функциональное обследование сердечно-сосудистой, нервной, эндокринной систем (ЭКГ, ЭЭГ, ЭхоКГ, ЭхоЭГ, РЭГ, реовазография и др.). В лечении вегето-сосудистой дистонии у детей используется медикаментозное, физиотерапевтическое, психологическое воздействие.

Вегето-сосудистая дистония у детей – вторичный синдром, затрагивающий различные сомато-висцеральные системы и развивающийся на фоне отклонений вегетативной регуляции функционального состояния организма. По различным данным, те или иные признаки вегето-сосудистой дистонии диагностируются у 25-80% детей. Чаще синдром обнаруживается у детей 6-8 лет и у подростков, преимущественно женского пола.

В педиатрии вегето-сосудистая дистония не рассматривается в качестве самостоятельной нозологической формы, поэтому изучением ее проявлений занимаются различные узкие дисциплины: детская неврология, детская кардиология, детская эндокринология, детская гастроэнтерология и др. Вегетативные нарушения у детей могут дать толчок к развитию серьезных патологических состояний – артериальной гипертензии, бронхиальной астмы, язвенной болезни желудка и др. С другой стороны, соматические и инфекционные заболевания могут усугубить вегетативные сдвиги.

Вегето-сосудистая дистония у детей

Причины формирования вегето-сосудистой дистонии у детей чаще носят наследственный характер и обусловлены отклонениями в структуре и функционировании различных отделов вегетативной нервной системы по материнской линии.

Развитию вегето-сосудистой дистонии у ребенка способствует осложненное течение гестации и родов: токсикозы беременной, гипоксия плода, внутриутробные инфекции, стремительные или затяжные роды, родовые травмы, энцефалопатии и пр.

Особая роль в развитии вегето-сосудистой дистонии у детей принадлежит различным психотравмирующим воздействиям – конфликтам в семье и школе, педагогической запущенности ребенка, гиперопеке, хроническим или острым стрессам, повышенным школьным нагрузкам.

Предрасполагающими факторами вегето-сосудистой дистонии у детей могут выступать соматические, инфекционные, эндокринные заболевания, нейроинфекции, аллергозы, очаговые инфекции (хронический тонзиллит, кариес, фарингит, синусит), аномалии конституции, анемия, черепно-мозговые травмы.

Непосредственными триггерами вегетативной дисфункции в большинстве случаев служат неблагоприятные метеоусловия, климатические особенности, неблагополучная экологическая обстановка, гиподинамия, дисбаланс микроэлементов, чрезмерная физическая нагрузка, нерациональное питание, нарушение режима дня, недостаточный сон, гормональная перестройка пубертатного периода. Проявления вегето-сосудистой дистонии у детей манифестируют в периоды активного роста ребенка, когда функциональная нагрузка на организм особенно велика, а нервная система лабильна.

Вегетативные нарушения сопровождаются разнообразными реакциями симпатической и парасимпатической систем, обусловленными нарушением выработки кортикостероидов, медиаторов (ацетилхолина, норадреналина), биологически активных веществ (простагландинов, полипептидов и др.), нарушением чувствительности сосудистых рецепторов.

При постановке диагноза вегето-сосудистой дистонии у детей учитывается ряд критериев, которые являются определяющими в различении форм синдрома. По преобладающим этиологическим признакам вегето-сосудистая дистония у детей может иметь психогенную (невротическую), инфекционно-токсическую, дисгормональную, эссенциальную (конституционально-наследственную), смешанную природу.

В зависимости от характера вегетативных расстройств различают симпатикотонический, ваготонический и смешанный варианты вегето-сосудистой дистонии у детей. С учетом распространенности вегетативных реакций вегето-сосудистая дистония у детей может носить генерализованную, системную или локальную форму.

Согласно синдромологическому подходу в течение вегето-сосудистой дистонии у детей различают кардиальный, респираторный, невротический синдромы, синдром нарушения терморегуляции, вегетативно-сосудистые кризы и др. По степени тяжести вегето-сосудистая дистония у детей может быть легкой, среднетяжелой и тяжелой; по типу течения – латентной, перманентной и пароксизмальной.

Клиническая картина вегето-сосудистой дистонии у ребенка во многом определяется направленностью вегетативных нарушений – преобладанием ваготонии или симпатикотонии. Описано около 30 синдромов и более 150 жалоб, сопровождающих течение вегето-сосудистой дистонии у детей.

Для кардиального синдрома вегето-сосудистой дистонии у детей характерно развитие приступообразной кардиалгии, аритмии (синусовой тахикардии, брадикардии, нерегулярной экстрасистолии), артериальной гипотонии или гипертензии. В случае преобладания кардиоваскулярных расстройств в структуре вегето-сосудистой дистонии, говорят о наличии нейроциркуляторной дистонии у детей.

Невротический синдром при вегето-сосудистой дистонии у детей наиболее постоянен.

Обычно ребенок предъявляет жалобы на утомляемость, нарушение сна, плохую память, головокружение, головные боли, вестибулярные расстройства.

У детей с вегето-сосудистой дистонией отмечается пониженное настроение, тревожность, мнительность, фобии, эмоциональная лабильность, иногда – истерические реакции или депрессия.

При ведущем респираторном синдроме развивается одышка в покое и при физическом напряжении, отмечаются периодические глубокие вздохи, чувство нехватки воздуха. Нарушение терморегуляции при вегето-сосудистой дистонии у детей выражается в возникновении непостоянного субфебрилитета, ознобов, зябкости, плохой переносимости холода, духоты и жары.

Реакции пищеварительной системы могут характеризоваться тошнотой, повышенным или пониженным аппетитом, немотивированными болями в животе, спастическими запорами.

Со стороны мочевыделительной системы типична склонность к задержке жидкости, отекам под глазами, учащенному мочеиспусканию.

У детей с вегето-сосудистой дистонией часто имеется мраморная окраска и повышенная сальность кожи, красный дермографизм, потливость.

Вегетативно-сосудистые кризы могут протекать по симпатоадреналовому, вагоинсулярному и смешанному типу, однако у детей они встречаются реже, чем у взрослых. В детском возрасте кризы обычно имеют ваготоническую направленность, сопровождаясь ощущениями замирания сердца, нехватки воздуха, потливостью, брадикардией, умеренной гипотонией, посткризовой астенией.

Дети с вегето-сосудистой дистонией нуждаются в консультации педиатра, а также (в соответствии с ведущими причинами и проявлениями) детского невролога, детского кардиолога, детского эндокринолога, детского гастроэнтеролога, детского отоларинголога, детского офтальмолога.

Исходный вегетативный тонус и вегетативную реактивность оценивают с помощью анализа субъективных жалоб и объективных показателей – данных ЭКГ, холтеровского мониторирования, ортостатической, фармакологических проб и др.

Для оценки функционального состояния ЦНС у детей с вегето-сосудистой дистонией проводится ЭЭГ, РЭГ, ЭхоЭГ, реовазография.

В ходе диагностики исключается другая патология, имеющая сходные клинические проявления: ревматизм, инфекционный эндокардит, ювенильная артериальная гипертензия, бронхиальная астма, психические расстройства и др.

При выборе методов лечения вегето-сосудистой дистонии у детей учитывается этиология и характер вегетативных нарушений. Предпочтение отдается немедикаментозной терапии. Общие рекомендации включают нормализацию режима дня, отдыха и сна; дозированные физические нагрузки; ограничение травмирующих воздействий, консультацию семейного и детского психолога и пр.

При вегето-сосудистой дистонии у детей положительным эффектом обладают курсы общего массажа и массажа шейно-воротниковой зоны, ИРТ, физиопроцедур (электрофореза на воротниковую зону, эндоназального электрофореза, гальванизации, электросна), ЛФК.

Полезны водные процедуры: плавание, лечебный душ (циркулярный, веерный, душ Шарко), общие ванны (скипидарные, радоновые, хвойные, углекислые).

Важная роль в комплексной терапии вегето-сосудистой дистонии у детей отводится лечению очаговой инфекции, соматических, эндокринных и др. заболеваний. При необходимости подключения лекарственной терапии используются седативные, ноотропные средства, поливитаминные комплексы, по показаниям детского психоневролога – антидепрессанты или транквилизаторы.

Последовательная профилактика, своевременная диагностика и лечение вегетативных нарушений позволяют существенно ослабить или устранить проявления вегето-сосудистой дистонии у детей. В случае прогредиентного течения синдрома в дальнейшем у детей может развиться различная психосоматическая патология, вызывающая психологическую и физическую дезадаптацию ребенка.

Профилактика вегето-сосудистой дистонии у детей включает предотвращение действия потенциальных факторов риска, общеукрепляющие мероприятия, гармонизацию развития детей. Дети с вегето-сосудистой дистонией должны находиться на диспансерном учете у специалистов и получать систематическое превентивное лечение.

Источник: https://www.KrasotaiMedicina.ru/diseases/children/vegetative-vascular-dystonia

МедПрофилактика
Добавить комментарий